Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта "Ветер"
В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель "старшего" символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать "мгновение" жизни - все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX - начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.
Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания - и рождается образ.
В стихотворении "Ветер" К.Д. Бальмонт использует любимый прием - перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: "намек струны", "приморская волна", "поцелуем тревожу листву" и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.
В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта - образ Ветра - символа вечного движения, ненасытной тревоги ( "Я люблю беспокойные сны…", "в восторге нежданном", "в ненасытной тревоге живу").
Композицию стихотворения "Ветер" составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер - ямб:
Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем Луны.
Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: "блеском палящим, "влажным мерцаньем приморской волны", "в восторге нежданном". Они стилистически выдержаны ("в рассвете туманном", "с вечернею тучкой").
Синтаксис стихотворения "Ветер" своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения "Я", чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора - повторение стихотворных строчек: "Я жить не могу настоящим" в первом четверостишии и "Я жить не хочу настоящим" во втором.
Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: "Я жить не могу настоящим", "В ненасытной тревоге живу".
Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, "ненасытно тревоги", ему по нраву "беспокойные сны".
Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения - свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.
Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями ("блеском палящим, "влажным мерцаньем", "деревьям шумящим", "легендам приморской волны", "в рассвете туманном", "с вечернею тучной плыву"), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.
Таким образом, стихотворение "Ветер" является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.